Дорожные ловушки
Многие считают, что несчастье на дорогах - случайность, и оно происходит с кем угодно только не со мной. Порядка 95% ДТП с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях - так называемых «дорожных ловушках». «Дорожная ловушка» - это ситуация обманчивой безопасности. Пешеход в первое мгновение не видит машину и спокойно выходит на проезжую часть дороги, но уже в следующий момент вдруг обнаруживает, что на него несется автомобиль. Такие "ловушки" надо уметь разгадать и избегать их. Рассматриваем шесть основных групп «дорожных ловушек»:
Обзор закрыт.
Проблема: пешеход не видит транспортное средство из-за какого-то препятствия, а водитель не видит пешехода. В результате пешеход неожиданно выходит на проезжую часть перед близко идущим автомобилем.
Примеры:
- стоящее, медленно движущееся, проехавшее транспортное средство;
- стоящее транспортное средство на остановке или у пешеходного перехода;
- обзор закрыт деревьями, кустами, рекламными щитами и др. препятствиями находящиеся в близи дороги, а так же крутые повороты дорог;
- обзор закрыт аркой дома;
- плохие погодные условия (дождь, снег, туман, сумерки и т.д.)
- использования капюшона, зонта и т.д. при плохих погодных условиях;
- переход по диагонали
Наиболее опасные ситуации:
- быстрый переход на меняющийся сигнал светофора при наличии стоящего транспортного средства (ТС) (закрывающего свободную полосу движения);
- быстрый переход на неурегулированном пешеходном переходе, при наличии стоящего ТС;
- выход на проезжую часть из-за стоящего ТС, особенно в местах парковки.
Решение проблемы: переходить дорогу только в тех случаях, если проезжая часть просматривается в обе стороны, при этом транспортные средства нет, или они стоят.
Пустынная дорога.
Проблема: «Пустынные дороги» - дороги в «Жилой зоне». Человек привыкает к отсутствию опасности.
Примеры:
- часто дети играют на площадке, окружённой жилыми дома, кустами, дорогами по которым машины проезжают редко, поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев её, не ожидая опасности.
- стоящие (припаркованные) транспортные средства, закрывающие обзор свободной полосы движения;
- кусты, деревья и другие предметы, ограничивающие обзор проезжей части
- погодные условия (дождь, снег, туман, и т.д.) и темные время суток.
Наиболее опасные ситуации:
- участок дороги напротив подъезда дома;
- переход дороги перед аркой в доме;
- переход дороги по диагонали.
Решение проблемы: подойдя к проезжей части, необходимо остановиться, осмотреться и убедившись, что транспортные средства отсутствуют или стоят, только после этого переходить дорогу.
Внимание отвлечено.
Проблема: пешеход не замечает опасности при переходе дороги, так-так его внимание сосредоточено на ком-то или на чем-то.
Примеры:
- часто дети переходят дорогу, разговаривая с товарищем, разговаривая по телефону, слушая музыку;
- при переходе дороги обращают внимание, только на транспортные средства, двигающиеся с левой стороны, и не учитывают приближающиеся машины с правой стороны;
- перед переходом концентрируют свое внимание на объекте расположенном на противоположной стороне (нужном автобусе, бабушке, товарище, киоске с мороженном и т.д.);
- концентрируют свое внимание на упавшем предмете игрушке (мяче), варежке, яблоке, выпавшем из сумки.
- спешка, стоящее транспортное средство;
- использование наушников при прослушивании музыки, которые не позволяют услышать предупредительные сигналы водителей;
- игры вблизи проезжей части;
- движение пешехода вдоль проезжей части по ходу движения ТС.
Наиболее опасные ситуации:
- дети переходят дорогу разговаривая с товарищем, разговаривая по телефону, слушая музыку;
- пешеходы бегущие через дорогу вслед за приятелями, собакой, упавшим мячом и т.д.
Решение проблемы: подойдя до проезжей части, необходимо остановиться, осмотреться и убедившись, что транспортные средства отсутствуют или стоят, только после этого переходить дорогу.
Определение скорости и направление движения машины.
Проблема: неправильная оценка скорости и направления движения транспортного средства.
Примеры:
- часто дети переходят дорогу, взявшись за руки, при этом их действия замедляются, становятся непредсказуемы;
- если дети перебегают дорогу то, как правило, второй и последующие бегут по примеру, и не правильно оценивают дорожную ситуацию;
- при повороте автобусов, грузовиков с прицепом направо, пешеход близко стоящий к проезжей части рискует быть задетым;
- человек близко стоящий к проезжей части, ожидающий автобуса (особенно в условия гололеда);
- при возможном повороте транспортного средства направо и движении пешехода прямо, создается опасная ситуация.
- спешка;
- дети (отсутствует опыт правильной оценки скорости ТС);
- погодные условия (гололед, дождь, снег и т.д.) мешающие оценивать дорожную обстановку пешеходу, а так же остановить транспортное средство водителю;
- дорога с крутым уклоном.
Наиболее опасные ситуации:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- пешеходы бегущие через дорогу не могут правильно оценить дорожную ситуацию.
Решение проблемы: подойдя к проезжей части, необходимо остановиться, осмотреться и убедившись, что транспортные средства отсутствуют или стоят, после этого переходить дорогу. Даже если ТС приближается с небольшой скоростью его необходимо пропустить и убедится, что за ним нет другой машины.
Середина проезжей части.
Проблема: дойдя до осевой линии и остановившись, человек обычно следит только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывает об автомобилях проезжающих у него за спиной. Испугавшись, он можно сделать шаг назад и попасть под машину.
Примеры:
- часто дети переходят дорогу с товарищем в не пешеходного перехода;
- дети переходят дорогу с взрослым человеком;
- транспортное средство на остановке или у пешеходного перехода.
- высокий стоящий человек с левой стороны;
- широкая проезжая часть с интенсивным движением;
- большое ТС двигающееся близко к осевой линии проезжей части;
- двое стоящих детей, один из которых может побежать.
Наиболее опасные ситуации:
- неуверенные действия двух стоящих детей;
Решение проблемы: дорогу нужно переходить без остановки на осевой линии, в случаи необходимости остановки необходимо контролировать движение транспорта, как с правой, так и с левой стороны, не в кое случаи не бежать по оставшемуся участку дороги.
Родители с детьми.
Проблема: находясь рядом с взрослыми, ребенок чувствует себя в безопасности и не оценивает дорожную ситуацию. Взрослый не учитывает, что действия ребёнка непредсказуемые, кроме того, нарушая ПДД, они показывают неправильный пример.
Примеры:
- при движении вдоль дороги взрослые разговаривают, а ребенок идет впереди или сзади;
- при движении вдоль дороги ребенок идет близко к проезжей части;
- при движении вдоль дороги взрослые катят санки или коляску за собой, двигаясь близко к проезжей части или переходя ее;
- при нахождении на остановки, если ребенка не держать за руку, то его действия непредсказуемы;
- если дети выходят из транспортного средства первыми, то их действия непредсказуемы, он может выбежать на проезжую часть, увидев что-то или кого-то на противоположной стороне;
- если при переходе проезжей части ребенка не держать за руку, то его действия непредсказуемы.
- отвлечения внимания взрослых (разговоры с подругой);
- невозможность держать ребенка за руку (большое количество сумок, пакетов).
Наиболее опасные ситуации:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- выпавшая из рук ребенка игрушка и выкатившаяся на проезжую часть
- отвлечение внимания взрослых.
Решение проблемы: Всегда крепко держать ребенка за руку в близи проезжей части, не отвлекаться от дорожной ситуации. Выходить из ТС первыми. Не допускать нарушений ПДД, особенно в присутствии детей.
Одним словом, дорожная наука – не такая простая, как кажется на первый взгляд. Она вовсе не ограничивается элементарными правилами вроде «переходи дорогу только на зеленый свет». На самом деле на дороге нас поджидает очень много «ловушек» и неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно даже взрослому человеку, не говоря уж о самых юных участниках дорожного движения, поэтому необходимо внимательно изучать «дорожные ловушки», уметь их распознавать и не попадать в них.
Будьте внимательны на дороге!
Берегите свою жизнь!
О