Социально-психологическая служба
|
||||||||||
ПЛАНРАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙСЛУЖБЫ ШКОЛЫ |
ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (1-4 классы) |
|||||||||
|
||||||||||
Цели и задачи социально-психологической службы Основной целью социально-психологической службы школы является обеспечение сопровождения психического и психологического здоровья учащихся; их социализация и социальная адаптация. Задачи: 1. Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста; 2. Сопровождение развития индивидуальных особенностей детей: интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, жизненных планов; 3. Содействие созданию благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой стороны – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуации успеха в деятельности, которая наиболее значима для ребенка в текущий момент социальной ситуации; 4. Оказание своевременной социально-психологической помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы; 5. Создание условий для своевременной коррекции в сопровождении индивидуального развития учащихся с проблемами поведения, социально-педагогической запущенностью; 6. Социально-психологическое просвещение для всех субъектов образовательного пространства школы. В каких случаях обращение к школьному психологу просто незаменимо? Чем может помочь психолог-педагог и социальный педагог родителям, учителям, учащимся? В современном сложном мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию. Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в самом себе. Таким профессионалом является психолог. Психолог работает с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и неуспешности. Социальный педагог - главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т. п. плана), отклонений в поведении учащегося. Основной целью деятельности службы является психологическое сопровождение личностной и Одна из задач социально - психологической службы – обеспечить такой психологический климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют, что своего ребенка отдали именно в эту школу. Взаимодействие внутри службы: Направления работы службы: 1. Социально-педагогическое. Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов. Основные направления работы Социальный педагог
Педагог- психолог
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
Основные виды деятельности:
|
План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений обучающихся, предотвращению фактов жестокого обращения с детьми и формированию основ здорового образа жизни2015-2016 уч год
План работы Совета профилактики бюджетного общеобразовательного учреждения
Организационно-аналитическая и диагностическая деятельность
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями. Профилактика семейного неблагополучия
Работа с педагогическим коллективом
Участие в межведомственных акциях, областных и городских профилактических мероприятиях
Защита прав несовершеннолетних
Согласие на оказание психологической помощи
Советы социального педагога
родителям будущих первоклассников
Скоро в школу... Ребенок попадет в абсолютно новый социальный мир, где его будут окружать новые учителя, одноклассники, новые требования, дисциплина, выполнение уроков. Перед вами, уже сейчас встает важный вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок к моменту поступления в школу, обладал необходимыми социальными навыками, которые помогут ему без труда войти в новый коллектив сверстников и учителей, успешно следовать требованиям школьной дисциплины, а также справиться с вновь появившимися школьными обязанностями?».
В помощь вам я хочу предложить вам несколько важных советов, которые позволят вашему ребенку подготовиться к вступлению в новый социальный мир школы.
1. Создайте в семье благоприятную атмосферу, которая подготовит ребенка к успешной учебе и позволит занять достойное место среди одноклассников:
чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях прошлого (возьмите старый семейный фотоальбом, поделитесь с ребенком добрыми воспоминаниями о школьных годах, расскажите ему смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием предстоящей школьной жизни);
организуйте для ребенка дома отдельное рабочее место. Заранее подготовьте рабочий стол, ручки, карандаши – чтобы все было как у
взрослых. Само собой и ответственность за порядок возложите на ребенка, ведь у взрослых так!
с помощью ваших родных создайте атмосферу доверия и безопасности для ребенка, тогда он будет уверен в себе и будет знать, что дома его всегда поймут и примут таким, какой он есть.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться: ребенок должен знать свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Эти знания помогут ему сориентироваться в незнакомой ситуации.
3. Не пугайте ребенка школьными трудностями и неудачами - многие дети неусидчивы, не всем блестяще даются чтение и счет. Поэтому не надо настраивать ребенка: «В школу не возьмут…», «Двойки будут ставить…» или «В классе засмеют…», после которых он может и выполнит ваше требование, но и в школу потом пойти не захочет.
4. Не старайтесь быть для ребенка учителем – стремитесь наладить с ребенком дружеские отношения, которые позволят ребенку рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации, он научится вам доверять и в дальнейшем будет делиться с вами своими проблемами.
5. Учите ребенка общаться – ведь умение налаживать контакт с детьми и взрослыми является залогом успешной школьной адаптации. Обогащайте опыт ребенка совместным общением – больше разговаривайте с ним, возьмите за правило вечером обсуждать ваш день – вместе подведите итог дня, обсудите ситуации, которые складывались с течение дня, дайте им нравственную оценку. По дороге в детский сад обсудите с ребенком погоду, приметы осени, вместе прочитайте названия магазинов, посчитайте порожки.
Приходя на детскую площадку, поощряйте стремление ребенка организовывать игру и вовлекать в нее окружающих детей, участвуйте сами – это позволит ребенку научиться налаживать контакт со знакомыми и незнакомыми детьми и взрослыми, научит его успешному сотрудничеству, а также позволит научиться разрешать конфликтные ситуации, возникающие в ходе игры.
Научите ребенка делать покупки в магазине (вежливо разговаривать, правильно высказывать свою просьбу, расплачиваться), что поможет сформировать чувство самостоятельности и уверенности в любой обстановке (даже при контакте с незнакомыми людьми).
Отвечайте на каждый вопрос ребенка – только в этом случае познавательный интерес ребенка не иссякнет, а перерастет в стремление учиться и познавать новое.
6. Научит ребенка правильно реагировать на неудачи – предложите детям игру, в которой будет только один выигравший, а все остальные проигравшими. Отмечайте по ходу игры успех каждого и подбадривайте отстающих. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
7. Хорошие манеры – зеркало семейных отношений – вежливые слова должны войти в речь ребенка до школы. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды, а превратите их в вежливые просьбы. Ребенок очень любит вас и поэтому скопирует ваш стиль общения. Научите его обращению на «Вы» ко всем взрослым, объясните, что такое обращение показывает ваше уважение к человеку.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе – излишне не критикуйте ребенка, вместе обсуждайте его поступки, совместно давайте им нравственную оценку. Чаще хвалите и поддерживайте ребенка! Создавайте ситуации успеха: если вы пришли в кафе – разрешите ребенку самому сделать свой заказ, а в следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. В поликлинике пусть сам у взрослых спросит, например, как найти кабинет окулиста и сам займет очередь к специалисту.
9.Приучайте к самостоятельности в обыденной жизни – ребенок должен самостоятельно выполнять правила личной гигиены, делать гимнастику, мог уверенно отказаться от «вредных» продуктов, мог помыть яблоко, самостоятельно одеваться и т.д. Разрешите ему самостоятельно принимать некоторые решения, например, подобрать себе одежду в соответствии с погодой. В магазине дайте ему задание положить в корзину 3 пачки печенья, пачку масла, хлеб. Закрепите за ребенком обязанность накрывать на стол (ложка - справа, вилка - слева). Все эти нехитрые действия сформируют у ребенка не только самостоятельность, но и чувство ответственности за свои действия.
10. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность – активно посещайте с ребенком выставки, конкурсы, концерты, театральные постановки, наблюдайте за природой в разные времена года, тем самым вы расширите его кругозор.
11. Обучайте ребенка правилам личной безопасности – ребенок должен знать, что нельзя общаться с незнакомыми людьми, принимать от них что-либо, а также уходить с ними из школы (детского сада, дома) куда-либо.
Выполнение вышеперечисленных правил позволит Вам подготовить ребенка к обучению в школе и будет способствовать успешному вхождению ребенка в социальный мир школы.
Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?
1.Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).
2.Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние. Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.
3.Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.
4.Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
5.Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки. В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.
6.Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала — к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.
7.Если психолог порекомендует обратиться к психиатру, значит зависимость приобрела максимальную форму и захватила личность ребёнка, частично изменив его сознание.
Советы социального педагога родителям
1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она одаренности и реализации личности в обществе?
2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
3. Оценивайте уровень развития ребенка.
4. Избегайте длинных объяснений или бесед с ребенком.
5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения. Развивайте в своих детях следующие качества:
-уверенность, базирующуюся на объективной самооценке; понимание достоинств и недостатков в себе самом и окружающих;
-интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
-уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, душевному мужеству;
-привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
-умение находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов
Рекомендации для родителей «трудных» подростков»
• Хвалите ребенка за хорошее поведение подобно тому, как Вы указываете ему на ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в его сознании представление о правильном действии.
• Старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его повед